— Темы, которые невозможно обойти стороной, - экономический кризис и пандемия коронавируса. Как текущий кризис сказался на компании "Бизнес-Гарант"? Есть ли у вас падение заказов, прибыли? Каков прогноз по прибыли и выручке у вас на этот год?
— Для ответа на этот вопрос важно понять модель ведения бизнеса компании. Я всегда вел бизнес осторожно. Это связано с моим детством. Я воспитывался у бабушки и у нее всегда была куча мешков с сахаром, с мукой. Я не понимал и часто спрашивал: "Зачем столько?" Она всегда отвечала, что это "на всякий случай". Так я прожил шесть-семь лет. И учился копить.
Когда же у меня умерла мама, то я вообще не понимал, что будет завтра. Не знал, смогу ли я поесть, на что буду жить... Затем в студенчестве меня часто "кидали" работодатели, оставляли без зарплаты.
И именно тогда сложилось такое мышление: я должен знать, что будет завтра, мне важна безопасность и важно всегда выплачивать вовремя зарплату сотрудникам. Всегда должны быть "мешки с сахаром". И я весь свой бизнес построил так, чтобы всегда был большой запас прочности.
Эксперты предсказывали мировой кризис. Рано или поздно - он случился бы все равно. Я предполагал, что что-то будет. Поэтому в прошлом году продал несколько активов, например, автомобильный бизнес. Это позволило встретить эту пандемию с хорошим запасом в кэше. Поэтому я могу и буду дальше платить зарплату, что бы ни случилось. Ни разу за 15 лет не задержал зарплату ни на один день. И в этот кризис не задержу.
Многие современные предприниматели ставят своей целью развитие, масштабирование. И под это берут большое количество кредитов. Такую моду нам привили. Это некое социальное клише: если "Я" большое, то это хорошо.
Я знаю бизнесы, где ежегодный оборот исчисляется миллиардами. Но маржа там на уровне 3%. Мое же видение таково, что пусть у меня будет меньше оборот, но рентабельность будет 25%. Все менеджеры в "Бизнес-Гаранте" завязаны на рентабельность. Для нас это самое важное, а не масштаб.
В прошлом году мы провели большую реструктуризацию компании. Я ушел с поста генерального директора, ввел совет директоров, заменил исполнительного директора, оптимизировал компанию, создал мощный отдел продаж. У нас есть несколько направлений: юридические услуги, бухгалтерские, недвижимость и коллекторские услуги. Бизнес диверсифицирован. Если я просяду в одном, то вырасту в другом. Мы, наоборот, намерены нарастить в этот кризис свою долю на рынке.
Я недавно написал книгу "Выход". Изначально она называлась "Кризис как возможности". И это мой девиз - я по-прежнему так считаю. Таков же девиз и в компании. Тем, кто хочет меняться, у кого горят глаза, я даю возможность это сделать. До кризиса надо было уговаривать, тянуть. Сейчас же у меня нет такой задачи. С унылыми мы будем расставаться. Будем с рынка брать голодных и недооцененных. Тех, у кого горят глаза, у кого я сам буду учиться чему-то новому.
Мы продолжаем перестраиваться и вводим четыре новых направления - бизнес-школа, медиация, управленческий консалтинг и HR-студия. Мы постоянно ищем новые возможности - куда сможем инвестировать, куда двигаться. В кризис нужно максимально сфокусироваться. Если постоянно бегать туда-сюда, то ни за чем не успеешь.